Димусовый FAQ

Или "Все, что вы всегда хотели знать и НЕ побоялись спросить"

Я тут решился создать саб наподобие Вашего, но вот в чём вопрос — какой фазик делать? Я имею ввиду диаметр и длину. Кстати есть труба 9 см метровая…:о))) Правда хочу несколько форму изменить и клин убрать. Головки надеюсь купить такие же. Заранее спасибо!!!

Соотношение длины трубы и ее диаметра с частотой настройки считает JBL_SS, пользуй его. 9 см хватит за глаза, тока может в ящик не поместиться. Частоту выбирай около 30 Гц.

Димус, не припомните ли Вы модели отечественного измерительного микрофона, подходящего для акустических измерений (в а\машине, в частности)?

Про микрофон ничего не скажу. Сам пользую буржуйский СПЛ-метр в сочетании с треть октавными полосочками розового шума. Метрология — штука тонкая, сомневаюсь я про отечественный микрофон. Его калибровать надо…

Вопрос: а не подскажете ли ссылок на методики определения параметров динамиков в "домашних" условиях. "Домашние" условия предполагают наличие генератора, осциллографа, цифрового вольтметра, паяльника, кучи разных комплектующих (резисторы, кондеры, провод и т.д.).

Основных клонов ОДНОЙ И ТОЙ-ЖЕ методики — три штуки.

  1. JBL-SS (самый доступный вариант). Лежит софтина на сайте журнала "Автозвук", считает сабы, кроссоверы и обмеряет динамики с помощью звуковой карты. Читаешь Хелп — и все понятно (англ язык). Пользуют многие.

    http://www.caraudio.ru/infores/soft/jbl.htm
  2. Методика GR (я сам пользую):

    http://xopxe.narod.ru/articles/MesTune.htm
  3. По Шихману (метод добавочных масс):

    http://www.bluesmobil.com/shikhman/letters/tsm.htm

    Недавно пользовал Даркстар, вроде не врет (методика имелась в виду :-). Отличается от двух первых отсутствием необходимости строить тестовый ящик.

Кроме того наблюдал я в эхе активность на предмет приобретения софта BassBox — был бы в пределах досягаемости, обязательно поучаствовал бы в этом процессе, но увы — "руки коротки" :о) — на достают. Вы, случаем, не поучаствовали в этом процессе? Ежели да, то вопрос как бы следует — а можно как-то присоседиться к софту, в смысле переписать? Ежели вы, как и я не попали в "обладатели", то может, напишете чем из расчетных (программных) средств пользуетесь — название, версия, и возможность поделиться (или ссылочка на  источник). Был бы очень признателен.

Это тот же самый JBL-SS, тока за деньги. Качни его (JBL) и не заморачивайся. Я его и пользую.

Дим, а что ты думаешь по поводу банд-пассового варианта оформления саба?.

Я не слышал ни одного бандпаса, который бы мне понравился. Правда, слышал я их всего штуки 4-5… Басят все на одной ноте, а я бас-гитару в руках держал когда-то…

тут я попробовал посчитать JBL SS — дык интересно получается — вроде, судя по графикам, даже при объеме ~32 л (21/11) получается вполне приемлемый результат (а 30 л — это как раз такой объем, который в моем Гольфе занимает ниша за задним левым колесом в багажнике). При этом график показывает снижение отдачи (до 0) на частотах выше 500-600 Гц — это что так такой ящик работает? Может тогда и кроссовера никакого не надо?

Кросс нужен — чем уже полоса саба, тем меньше каши в басу и четче атака. В твоем случае обрати внимание на пик групповой задержки на 130 Гц — это напрочь смажет весь мид-бас… Резать надо Герц так на 70 и не выше.

Или сделать просто закрытый ящик того же объема? Или ФИ?

Начни с ЗЯ. Для начала — самое то.

А насколько расчетные варианты соответствуют потом тому, что получится в "металле"?

А на сколько ты точно динамик обмерял? ;-> Вообще-то JBL не врет. Чтобы понять насколько каждый тип оформления чувствителен к ошибкам обмера и изготовления — поиграй параметрами, вводя эти ошибки — все понятно станет.

Опять же как интерпретировать то, что видишь на графике? — к примеру "групповая задержка" — какая тут лучше?

Фазик будет безбожно отставать, ты будешь слышать бас не вовремя (а это очень противно) даже бэз музыкального слуха и образования. ЗЯ — нормально, БП — тоже ничего, но пик надо обрезать.

Существует, наверное некое "пороговое" значение, например, до 5 мс не заметно, "далее" будет "все плохо"… или это чисто субъективное?

Кто с ушами — считает 6 мс терпимым…

У тебя динамик с большим сопротивлением, для машины это плохо. Вот если два таких параллельно, то нормально.

Я с ними работал, есть статья в Автозвуке, а есть оригинал у меня на сайте, прочитай внимательно и "помнИ" его спикершопом как у меня написано — полезно для понимания физики процесса будет :-) Если усе понятно будет — можешь смело строить ФИ на двух таких головках, работает, 130 дБ без искажений давит.

Собственно по композитам :) Я собираюсь переделывать торпедо: у меня 2 варианта разные по сложности: простой — прикрутить к тому железному листу который у 965го торпедо деревянную доску обработанную и покрытую лаком, и в ней уже всё вкручивать.

Не эстетично. В таком случае уж проще что-либо иномарчатое урезать и вживить.

сложный — сделать из эпоксидки и стеклоткани самодельное торпедо (сложность в изготовлении формы)

Все вовсе не сложно, записывай ходы :-).

  1. Делаем каркас из фанеры (например, два длинных листика). Сразу продумываем крепление к торпеде.
  2. На фанере монтируем картонные трубы нужного (не только круглого) сечения под всякие приборы и кнопки.
  3. Все обильно заливаем монтажной пеной из баллончиков (фанеру перед запениванием намочить!)
  4. Когда все высохло — ножом и шкуркой придаем желаемую форму
  5. п.3 и 4 повторить
  6. п.3 и 4 и 5 повторить
  7. Примерка приборов
  8. Стеклоткань поверх пены
  9. Шкурка, шпаклевка
  10. Обтяжка винилом/кожей, покраска — по вкусу

и по поводу звука: из составляющих у меня есть пока тока магнитофон — это Pioneer, модель к сожалению пока назвать не могу (не помню), но позже назову :) год выпуска примерно 1996.

Для начала, попытайся понять на каком уровне ты захочешь остановиться. Начинать следует с компонентной двух полосной системы впереди.

и с обесшумкой траблы :( у нас к сожалению на базаре (кстати забыл сказать сам я из Одессы) ничего из всех этих описываемых пено**** современных материалов ничего нет :(, почему то не возят.

Не может быть, это просто видимо по-другому называется. Спроси на строй. рынке про подстилку для паркета — это и будет вспененный полиэтилен :-) А резинобитумную мастику — в любом порту найдешь.

Прочел множество статей и всю Вашу страничку, поскольку давно загорелся построением саба в 099, хотел бы задать несколько вопросов. Есть два динамика 25ГДН-1-Л,

Я не знаю этих динамиков…

поскольку не очень искушен в расчетах по программе JBL speakersop, получил объем ящика закрытого 12 литров, фазоинвертора 22 литра,

А параметры динамиков откуда взял? Cам померял? Тогда можно что-то конструировать…

а как расчитать параметры фазоинвертора таким образом чтоб ящик улегся под сидения???? можно ли???

Надо определится — сколько места под седлом и тем пространством, которым готов пожертвовать перед седлом. А потом прикинуть объем без скорлупы ящика. А потом, играя частотой настройки фазоинвертора (в JBL_SS, например), добиться желаемой АЧХ и ФЧХ. Почитай внимательно мою страничку про саб — там все подробно :-)

Если не трудно, поделитесь своим мнением.

Если трудолюбия хватит (а возни там немало), то попросту найди 25ГДН-3-4 две штуки и сделай восьми-литровые (нетто) стеклопластиковые скорлупки с Фазиком под седла. Это уже реализовано в Зубиле у Ал-др'а (Челябинск). Я сам ЭТО видел и слышал (и динамики помогал выбирать в магазине :-) Но это не саб — это играющий от 45-50 Гц мидбас.

Проблема в том, что Я не совсем понимаю в параметрах АХЧ и к чему надо стремиться, как Я понял мы стремимся к максимальному сглаживанию кривых и снижению резонансной частоты. Так вот при расчетах получается ЗЯ — 12 литров и РЧ — 110 герц, а фазик 22 литра и РЧ 80 Герц, но что-то я не пойму каким образом в SS расчитывается сам туннель, то есть задавая характеристики длина, диаметр — нечто получается, но почему-то не сказывается никак на характере кривых.

Надо менять частоту настройки фазоинвертора Fb, тогда и графики зашевелятся. Меняя диаметр, ты меняешь только длину, а Fb остается неизменной.

Я раскурочил колонки 25АС-109, в свое время, отец их дорабатывал, там стоят 35ГДН1-4, 25ГДН3-4, Во !!

Таак! Не понял… 35ГДН1-4 — фриэйрный динамик и играет в ящике БАС? 25ГДН3-4 — басовый ФИ и ЗЯ динамик и играет середину? (он, конечно, может это делать и неплохо, но есть варианты и получше)

Ящик объемом 22 литра, так вот вопрос, может ли получиться сабик из него, по первым прикидкам, с 35ГДН1-4 получается ЗЯ — объемом около 200 литров да и ФЯ 270, ведь 35ГДН1-4 (Vas — 50л, Fs — 30Гц, Qts- 1), по моим прикидкам — 22 литра ФЯ получается с трудом с туннелем 5см диаметром и 35 см длинной, и Fb- 30 Гц.)

Если не трудно, скажи Я прав или нет??? Кстати таких динамиков 2.

Щас залезу в Спикершоп… И вылез. Фазик не выйдет НИКАК, даже если два динамика изобариком установить. При таком объеме — дичайшие временные задержки. Обрати внимание, какие объемы сам Жабель выдает… ЗЯ тоже не фонтан, но попробовать — можно (Изобарик , с заполнением ватой/синтепоном). (для опыта)

Прошло некоторое время :-)

Итак построил Я саб на базе 35 ГДН1-4 (одного и двух динамиков), и оООООО !!!!! Ужас, если подключать изобарически 2 головки на разные каналы усилителя — ему не хватает мощности их раскачить, мостом 1 динамик — на самом деле задыхается — бубнение, гул, глухой звук, но никак не сочные низкие частоты. ((((((

Что и требовалось доказать…

Поясни — если Я включаю динамики последовательно, то они играют в фазе или противофазе, (подключить их последовательно мостом) можно ли???

Последовательно можно включить как в фазе, так и в противофазе. Когда (+) одного динамика присоединен к (-) другого — это в фазе. Но смысла в этом я не вижу — сопротивление будет 8 Ом.

Объясни пожалуйста диапазон каких частот должен воспроизводить Сабвуфер и как на это влияет резонансная частота саба.

В общем случае, до 70 Гц. СПЛ — до 150-200 Гц. В моем — до 50 Гц, чтобы переднему басу не мешать. Чем ниже резонансная частота, тем ниже будет реальная нижняя граница звучания. ФИ играют ниже чем ЗЯ. Впрочем, в автомобиле еще и салон подыгрывает…

Поясни, если в курсе какой динамик подобрать в 22 литровый ящик.

2×75ГДН1-4 изобариком (по GR) или почитай тесты в Автозвуке про 10' — там много.

© 2000 Dimus

Hosted by uCoz